ПРОЕКТЫ, СОЗДАННЫЕ В РАМКАХ УРОКА

ПЕЧАТНОЕ ИЗДАНИЕ
ПЕЧАТНОЕ ИЗДАНИЕ

Проектная деятельность на уроках информатики

 

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы

Метод проектов возник во второй половине XIX века в США. В его основе были прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик заложил основы теории метода проектов. Проектное обучение используется в школах США и ряда других стран.

В 1920-х годах в школах России также использовался метод проектов как средство развития учащихся, на в 1930-е годы метод проектов постановлением ЦК ВКП(б) был признан вредным и ошибочным.

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других ученых России.

Основными конструктами теории проектного обучения являются понятия "проект" и "проектная деятельность". Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения. Деятельность по выполнению проектов называется проектной. Выполнение проектов осуществляется в три этапа: подготовительный (исследовательский), технологический и заключительный. Выполняемые проекты обсуждаются и защищаются.

Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности: Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

В основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости в современном технологическом мире формирования проектного мышления, обеспечения целостности педагогического процесса (единства развития, обучения и воспитания), создания условий для самостоятельного приобретения знаний, обеспечения единства опредмечивания и распредмечивания знаний, перехода от школы памяти к школе мысли, усиления профориентационного аспекта процесса обучения, создания здоровьесберегающих технологий обучения, формирования положительной мотивации к самообразованию.

Теория проектного обучения является интегративной, она синтезирует в себе в той или иной мере другие теории.

Деятельность бывает процессная и проектная. Процессная -это институциональная, т.е. в рамках действующих наборов отношений. Например, передача знаний учителем, получение  знаний учащимися в процессе обучения в школе на уроках. Деятельность бывает проектная. Иногда невозможно достичь нужного результата в процессной деятельности и тогда прибегают к проектной деятельности. Дадим определение этим деятельностям.

  • Процесс – это регулярно повторяющаяся последовательность операций, потребляющая ресурсы и создающая некий результат, ценный для потребителя.
  • Проект – это единовременный набор мероприятий, ограниченный по времени, создающий конечный уникальный результат.

Картинка 0 из 311710Таким образом, различий между процессом и проектом, по сути, два: уникальность/повторяемость выполнения последовательности действий, и уникальность/повторяемость результата.

Процесс у нас это набор уроков, по какому либо предмету. По завершению, которого учащиеся получили конечный продукт - знания. Проект – набор мероприятий, создающий уникальный продукт, например, доклад-исследование на районную конференцию.

Пусть, например, необходимо создать сайт класса, кружка, спортклуба. Собирается группа учащихся, для создания сайта - конечного продукта, где распределены ответственные за те или иные участки деятельности. После создания сайта группа распадается.

Рассмотрим процессную деятельность. В ходе изучения информатики, согласно календарно-тематическому плану, есть тема, где рассказывается о создании сайта, причем одним способом, на языке HTML И мы изучив тему, узнав технологию создания сайта, инициируем создание проекта –сайт на выбранную тему, в рамках процесса, а можем и не создавать. На уроке мы изучаем как создать сайт, но не обязаны создать его и разместить его в интернете, т. е. не имеем конечного уникального продукта - сайт Иванова Пети. Для ученика это-проект. Он создавался не группой, а одним человеком.

А на элективном курсе, который называется «Технология создания сайта» мы изучаем 3 способа создания сайта, т.е. фактически создаем три разных проекта. Конечно, эти проекты более глубокие, полученный продукт является по сути профессиональным. Ученик учится создавать сайт, способами, которые известны на сегодняшний день: на языке HTML, специальным редактором, с помощью конструктора. Ничто не мешает учителю объединить учащихся в группы для создания проекта. Элективные курсы более «заточены» под проекты.

Итак . Какова последовательность действий по созданию проекта:

  • инициирование проекта;
  • планирование проекта;
  • исполнение проекта;
  • мониторинг и управление;
  • завершение проекта.

При этом уникальным является именно собственно исполнение проекта, а все прочие фазы если и не одинаковы, то могут быть сведены к двум-трем устойчивым вариантам.

Таким образом, процесс и проект могут перетекать друг в друга Но для чего мы выделяем проект и учитываем его в реальном процессе. Дело в том, что управляют процессами и проектами по-разному.

Для разрядки расскажу следую историю в рамках нашей темы. Для создания реального инновационного проекта необходимы три вещи:

  • Творческая энергия индивидуума
  • Институциональная среда
  • Государственная активность